В рамках современной образовательной парадигмы цель образования - всестороннее развитие личности, раскрытие и развитие её задатков и способностей. Достижению этой цели способствует личностно-ориентированный подход.
По определению И.С. Якиманской: «Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты и т.д. В функции личностно-ориентированного обучения входит то, что ребёнок должен учиться реализовывать собственный потенциал, то есть применять на практике через опыты, эксперименты, вопросы, ошибки - то чему он научился в своей жизни. Уметь понимать, сотрудничать, общаться, устанавливать связь с другими людьми.
Педагоги должны обеспечить каждому ребёнку условия для развития и саморазвития, что возможно только при глубоком анализе индивидуальных особенностей человека и стратегическом планировании тактики обучения, предназначенной не абстрактному ребёнку (ребёнку «вообще»), а конкретному человеку с его личным, присущим только ему комплексом качеств.
В связи с этим, возникает вопрос: как это сделать? Какие методы и приемы должен внедрить в свою практику воспитатель, чтобы обеспечить ребенку возможность выбора, возможность проявления инициативы? Каким образом научить ребенка планировать, анализировать свою деятельность? Как поддержать индивидуальность ребенка?
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Мы понимаем социализацию, как освоение человеком компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющихся условиях жизни. Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, организованное в деятельностном ключе, помогает сформировать необходимые компетенции, высокие нравственные личностные качества.
Для создания образовательных ситуаций социального развития использую структуру технологии деятельностного метода «Ситуация» (согласно Л.Г. Петерсон):
- Введение в ситуацию.
- Актуализация знаний и умений.
- Затруднение в ситуации.
- «Открытие» нового знания.
- Включение нового знания в систему знаний.
- Осмысление.
Важной частью успешной социализации считаем ознакомление с миром взрослых, которое осуществляется разнообразно. Поэтому в группе был создан профи-парка, где старшие дети погружают младших в ту или иную профессию в зависимости от их выбора. Выявление зоны ближайшего развития детей позволило составить представление об интересах современных детей в этой области. В будущем они видят себя экологами, менеджерами, программистами, визажистами, мастерами автомобильного тюнинга, дизайнерами и др.
Основная идея метода заключается в том, что педагог проектирует образовательную ситуацию (интерактивную игру) с учетом определенной педагогической задачи, возможностью социального, нравственного выбора, а не для того, чтобы дети просто поиграли в сюжетно-ролевую игру. При этом, в ходе игры, педагог отстранен от процесса, он лишь выдает точечные импульсы участникам и наблюдает за проявлениями детей. Старшие дети, обучая младших, говорят с ними «на одном языке», также совершенствуют свои компетенции.
Такой метод позволяет организовывать открытую образовательную среду, индивидуальное сопровождение каждого ребенка, учитывать его интересы и развивать выявленные склонности.
Нет комментариев
Добавить комментарий